Форум » Морские и мистические истории, легенды, предания... » Владычица Озера » Ответить

Владычица Озера

Elizabeth Swann: Владычица Озера Владычица Озера — персонаж или ряд персонажей в цикле Артуровских легенд. Персонаж Различные авторы и переписчики давали ей имена, которые варьируются от Нимуэ до Вивианы: Nimue, Viviane, Niniane, Ninianne, Nyneve и другие вариации. В русс. переводе — «Дева Озера», и неграмотный — «Леди Озера» (lady по-англ. не только обращение, но и «владычица»). Называемая так женщина, обладающая магическими силами, совершила следующие, значимые для общего сюжета артуровского цикла поступки: вырастила Ланселота Озёрного после смерти его отца (отсюда его прозвище). Вариант — похитила младенца. выучилась магии у Мерлина и затем, зачаровав, погубила его. дала Артуру меч Экскалибур и забрала его обратно после его смерти (подробнее см. Экскалибур). вместе с другими загадочными королевами отвезла Артура на Авалон. В зависимости от вариантов легенды, все эти поступки могли быть совершены одним персонажем. Владычица Озера в легендах и рыцарских романах Мерлин, показывающий Артуру руку Владычицы Озера с Экскалибуром Происхождение образа и первые тексты Происхождение образа Владычицы озера, вероятней всего, древние и языческие, как и у феи Морганы, и обе они, скорее всего, развились из одной традиции. Первые упоминания Авалона, магического острова, с которым часто ассоциируются обе эти волшебницы, находим у Гальфрида Монмутского в его «Истории королей Британии». Гальфрид говорит, что меч Артура Caliburn был выкован там, и пишет, что Артура забрали туда после битвы с Мордредом, чтобы вылечить. Кретьен де Труа в своем романе «Ланселот, или рыцарь тележки», упоминает о том, что его персонажа вырастила водяная фея, которая дала ему кольцо, защищающее от магических сил. Жизнь Ланселота у Владычицы Озера более подробно прорабатывается в германской версии Ульриха фон Цацикховена и прозаическом «Lancelot Proper», который позже превратится в «Lancelot-Grail Cycle». Из них мы узнаем, что Владычица Озера вырастила младенца Ланселота после того, как его отец король Бан был убит своими врагами. Было выдвинуто предположение, что эти три перечисленных произведения развились из потерянной книги о Ланселоте, скорее всего, предшествовавшей версии Ульриха. Характер персонажа имеет черты некоторого сходства с морской богиней Фетидой из древнегреческой мифологии. Как и Владычица Озера, Фетида — морской дух, который растит величайшего воина своего времени (в данном случае — сына Ахилла). Мужа Фетиды зовут Пелей, в то время, как в некоторых текстах Владычица Озера берет себе в любовники сэра Пеллеаса (Pelleas). Фетида использует магию, чтобы сделать своего сына неуязвимым, и позже дает ему щит и доспехи, выкованные богом Гефестом — а Ланселот получает кольцо, которое защищает его от любой магии и доставляет Экскалибур королю. Греческая тема могла повлиять на образ, или даже послужить ее истоком: эпическая поэма «Илиада», где она содержится, была популярна и у римлян, когда они оккупировали Альбион в нач. тысячелетия, и у средневековых ученых, которые оформляли устную традицию кельтских мифов письменно. Кроме того, Владычица Озера имеет много сходных черт с феей Мелюзиной. Развитие образа в рыцарских романах Предыстория Владычицы рассказывается в «Lancelot-Grail Cycle». Там ей дается имя — Вивиана (Viviane). Сюжет о ее взаимодействии с Мерлином хронологически предшествует действиям Ланселота, хотя и написан был позже. Рассказывается, что Вивиана научилась своей магии у Мерлина, который глубоко полюбил её. Она отказалась отвечать ему взаимностью, пока он не поведает ей все свои секреты, а когда он открывается ей, она использует всю свою магию, чтобы заманить его в ловушку и погрести его под камнем (под горой). Но так как Мерлин мог видеть будущее, он знал, что так случится — но был бессилен этого избежать. «Post-Vulgate Cycle» целиком фокусируется на ранних приключениях Ланселота и расщепляет персонаж Владычицы Озера на два отдельных характера. Первая из них, гуманная и добрая, дает Артуру его меч Экскалибур после того, как ломается его предыдущий меч, но требует, чтобы он отплатил ей услугой, когда она этого потребует. Некоторое время спустя она появляется при дворе и требует у Артура казни сэра Балина, объясняя это тем, что у ее семьи с ним вендетта. Вместо этого сэр Балин отрубает ей голову и за это изгоняется от двора. Вторая Владычица Озера из «Пост-Вульгаты» зовется Нинианна (Ninianne) и её история очень сходна с той, которая рассказывается в «Lancelot-Grail» (см. выше). Сэр Томас Мэлори использовал оба образа в своей «Смерти Артура»: первую даму он оставляет безымянной, а соблазнительнице Мерлина дает имя Нимуэ (Nimue). Нимуэ появляется и во многих других эпизодах книги Мэлори. В литературе Нового Времени Поэма Вальтера Скотта и ее музыкальные инсценировки В 1810 г. Вальтер Скотт написал популярную поэму под названием «Дева Озера», в которой он использовал всю сюжетные повороты легенды, но перенес действие в конкретное место, в родные шотландские земли на Лох-Катрин. Джоаккино Россини использовал это произведение для создания оперы под тем же названием («La Donna del Lago») в 1819 г. (Эта опера заложила моду на музыкальные постановки по произведениям Скотта, из которых самой популярной оказалась «Лючия де Ламмемур» Доницетти). Три песни Элейн из поэмы Скотта были положены на музыку Францем Шубертом (D. 837 - D. 839 – Ellens Gesang I, Ellens Gesang II, Ellens Gesang III), хотя музыка для 3-й песни стала более известной после того, как на нее положили знаменитую молитву Аве Мария, и она превратилась в т.н. «Ave Maria Шуберта». Теннисон Альфред Теннисон использовал ряд историй о Владычице Озера в своем поэтическом цикле «Идиллии короля» (1859), где также делит её на два характера: Вивьен (Vivien) — это лживая злодейка, губящая Мерлина, в то время, как Владычица Озера — это воспитательница Ланселота и дарительница Экскалибура. В фэнтези Нимуэ появляется в эпопее Т.Х.Уайта «Король былого и грядущего» как объект любви Мерлина. Согласно с классической версией легенды, она заманивает волшебника в ловушку в пещере. Отличие — Мерлин воспринимает это не как зло, а, скорее, как каникулы. Этот персонаж играет заметную роль в «Туманах Авалона» М.З.Брэдли, где «Владычица Озера» оказывается наименованием должности, которую сначала занимает Вивиана, затем Ниниана, а затем Моргана, в то время как Мерлина соблазняет Нимуэ. В этой версии Нимуэ — симпатичная трагическая фигура, влюбляющаяся в волшебника, в то время как ее долг заставляет погубить его. После этого она кончает с собой. Анджей Сапковский, виртуозно владеющий материалом Артуровских легенд, ввел Нимуэ в свою сагу о ведьмаке в романе «Башня ласточки» (1997) и сфокусировался на ней в романе «Владычица озера» (1999). В кинематографе В телесериале «Туманы Авалона», экранизации романа, роль Вивианы исполняет Анжелика Хьюстон. В телефильме «Мерлин» Изабелла Росселини играет Нимуэ, влюбляющуюся в Мерлина. Этот персонаж отличен от коварной Владычицы Озера, которую играет Миранда Ричардсон. Прочее В «Spamalot», музыкальной адаптации фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль», Владычица Озера становится ведущим женским образом. Она трафаретная дива, чему свидетельство ее соло во 2-м акте ("Diva's Lament (Whatever Happened to My Part?)"). Она страстно жаждет, чтобы Артур на ней женился, доходя до того, что надевает платье, превращающееся в подвенечное от одного движения. Ее настоящее имя раскрывается в конце — это Гвиневра. Исполнительница этой роли, Сара Рамирес, получила Tony Award 2005 г. за лучшую женскую роль. Автор детективных романов Рэймонд Чандлер в 1943 г. создает роман «The Lady in the Lake», сюжетом которого становится цепь загадочных смертей в горах Сан-Бернадино. Здесь символическим Артуром, ищущим Грааль истины и руководствующимся кодексом чести становится любимый герой Чандлера Филип Марлоу. Как и в оригинальных сказаниях, его Владычица Озера оказывается не тем, чем кажется с первого взгляда и оказывает опустошающий эффект на своего возлюбленного. http://ru.wikipedia.org

Ответов - 0



полная версия страницы